Алексей Чернышов прослыл «недостройщиком»

Министр развития общин и территорий Алексей Чернышов, который отвечает также за строительную отрасль, сам был застройщиком, но при этом прослыл «надеостройщиком»В биографии нынешнего министра развития общин и территорий Алексея Чернышова, предшествовавшей его приходу в большую политику, было много скандалов и сомнительных сделок. Одна его деятельность во главе харьковского рынка «Барабашово» не раз привлекала внимание общественности и правоохранительных органов. Но особенно «мощно» харьковский бизнесмен и политик сумел развернуться, занимаясь строительством и привлечением инвестиций.

В эту сферу Чернышов вошел вместе со своим многолетним партнером по бизнесу и политике, народным депутатом от Партии регионов Александром Фельдманом, с которым они совместно владели компанией АВЕК – собственником скандального рынка «Барабашово», у которого Чернышов служил в качестве помощника-консультанта три созыва подряд.

И вот в 2012 году Чернышов и Фельдман основали инвестиционную компанию Eastgate Development, которая тут же взялась проектировать строительство больших торговых центров и оптово-розничных парков. Тратить силы на небольшие проекты Чернышов, видимо посчитал не соответствующим их статусу миллионеров и все их начинания с недвижимостью несли на себе печать гигантизма и поражали воображение масштабом. Правда, вкладывать собственные средства в строительство задуманных масштабных сооружений Чернышов посчитал нерациональным, сосредоточив усилия на привлечение под красивые презентации инвесторских денег.

Первым грандиозным проектом Чернышова, под который активно привлекались инвесторские деньги, стал большой трехуровневый торгово-развлекательный центр Levada Mall в самом центре Харькова на проспекте Гагарина, площадью 85 000 кв м. Его сдача в эксплуатацию была запланирована на конец 2015 года. С тех пор, как не трудно посчитать, прошло почти пять лет, но Levada Mall до сих пор существует только на бумаге. Такая же судьба недостроя постигла и еще один харьковский «прожект» Чернышова – ТРЦ Cosmo Mall, планировавшийся в районе рынка «Барабашово». Как сообщил Чернышов в 2016 году, реализация этих проектов «временно приостановлена».

То ли Чернышов так и не сумел привлечь инвесторов под свои амбициозные планы, то ли какие-то средства привлечь все же удалось, но что-то пошло не так. Как бы там ни было, ни один крупный харьковский строительный проект Чернышова не был не то, что доведен до ума, но даже начат реализовываться на практике, а за нынешним министром закрепилось «почетное звание» недостройщика. Казалось бы, с идеей больших строительств можно было попрощаться, но все эти провальные проекты почему-то лишь подстегнули Чернышова заниматься этим дальше с еще большим размахом, а привлечение инвестиций под мега-проекты стало одной из ключевых сфер в бизнесе нынешнего министра.

Следующую свою большую стройку, масштабы которой во много раз превышали предыдущие «прожекты», Чернышов задумал уже в столице, причем в этот раз помимо инвесторов к этим проектам стали привлекать и украинское государство. В 2013 году, компании Чернышова начали продвигать новый мега-проект «Киевскую бизнес-гавань». На территории столичной Троещины на более чем 300 га планировалось соорудить целый деловой «город в городе» с 20 тысячами новых рабочих мест.

Размах и амбиции Чернышова пришлись по душе тогдашней киевской власти в лице главы КГГА Александра Попова. КГГА даже подписала тогда с Чернышовым договор о намерениях. Причем сделано это было с особой помпой в присутствии тогдашнего премьер-министра Николая Азарова, и сопровождалось красивыми словами об «активизации инвестиционного потенциала развития столицы, улучшения инвестиционного климата, создания территориально-пространственных условий для деловой и интеллектуальной активности граждан и гостей столицы».

На этом мега-проекте Чернышов также не остановился, предложив столичной власти чуть более скромный, но тоже грандиозный план по строительству Asia Trade & Technology Park. По сути, он должен был бы стать огромным базаром китайских товаров, под который нынешний министр рассчитывал привлечь китайских же инвесторов, однако за последние семь лет ни Бизнес-гавань, ни Asia Trade ни на миллиметр не продвинулись в реализации.

Впрочем, идея троещинской «Бизнес гавани» все еще жива и получила одобрение следующего мэра Киева Виталия Кличко. В 2017 году пресс-служба КГГА сообщала, что идея «Бизнес гавани» реанимирована. А в 2019 году, когда Чернышов из простого бизнесмена превратился в председателя Киевской облгосадминистрации, в подготовленном Кличко генеральном плане столицы оказалась и «Бизнес-гавань» вместе с новыми рабочими местами. О конфликте интересов, который может возникнуть при реализации проекта губернатора в генплане столицы, никто тогда особо не подумал.

Впрочем, оптимизм Кличко относительно строительных «прожектов» Чернышова разделяют далеко не все. Учитывая, что все большие проекты нынешнего министра развития территорий так и остались на бумаге, некоторые эксперты побаиваются, что на самом деле компании Чернышова ничего строить не собираются, а все эти проекты нужны лишь для того, чтобы получить от государства льготы и преференции.

Так, издание Vox Ukraine считает создание территорий приоритетного развития, к каковым можно отнести и «Бизнес-гавань» Чернышова одной из «крупнейших экономических ошибок власти», аргументируя это тем, что налоговые льготы для ТПР «превышали поступления в бюджет от их деятельности, искривлялся экономический ландшафт, происходил уход от налогообложения».

В свою очередь, ряд изданий высказывают осторожное предположение, что подобные «Бизнес-гавани» строительные мега-проекты могут вообще быть экономической аферой, которая преследует целью «получить под эти прожекты землю и деньги – а потом кинуть и инвесторов, и киевскую власть».

Как бы там ни было, то, что ни один проект Чернышова за семь лет его активной деятельности как застройщика, не смотря на весь их размах и огромные амбиции, не просто не был реализован, но даже не стартовал, должно заставить задуматься, а соответствуют ли реальные способности Чернышова его амбициям и, что самое главное, амбициям государства. Не получится ли так, что вся его деятельность на посту министра развития общин и территорий (кстати, в его сферу ответственности входит строительная отрасль) принесет такой же нулевой результат, как и его строительные проекты.

по материалам:  https://antikor.com.ua