Борис Филатов, Михаил Лысенко и днепровский мост: величайший «распил»

Вместо обещанного года мост в Днепре ремонтируют уже третий год. Вместо запланированных 178 миллионов гривен чиновники потратили на его ремонт в два раза больше. А одна из основных проблем, которой среди прочего руководство города обосновывало необходимость проведения дорогостоящего ремонта, не решена, так как оказалось, что проблемы… не было.Начало ремонта

Весной 2017 года в Днепре начался капитальный ремонт Нового моста, который был построен в 1966 году. За годы эксплуатации его ни разу капитально не ремонтировали. Время от времени на мосту меняли асфальт и бетонное ограждение.

Состояние моста вызывало опасение как у жителей Днепра, которые каждый день видели ветхое ограждение, огромные дыры в пешеходных дорожках и ямы на проезжей части, так и у экспертов. К примеру, бывший начальник мостоотряда № 12 Иван Ольховик, который был одним из руководителей строительства Нового моста, неоднократно заявлял, что конструкция представляет угрозу для жизни людей.

В июне 2016 года заместитель городского головы Днепра Бориса Филатова, директор департамента благоустройства и инфраструктуры днепровского горсовета Михаил Лысенко сообщил, что Новый мост будут капитально ремонтировать. И это стало стартом для громкого коррупционного скандала всеукраинского масштаба.

— На мост изготовлена проектная документация. Она находится в экспертизе. По предварительным подсчетам, стоимость ремонта моста с заменой трех балок, перильного ограждения, выносом велосипедных дорожек и отбойником составит 187 миллионов гривен, — рассказал заместитель городского головы.

Основные проблемы моста, которыми чиновники днепровской мэрии пугали горожан и объясняли необходимость проведения дорогостоящего ремонта, — ветхие балки и та часть опор, которая находится под водой.

— Мы провели исследование всех подводных и надводных частей моста. Есть заключение о состоянии каждого квадратного метра конструкции. Там очень большой объем работы. Нанесение асфальта — это 3 процента от всего ремонта моста. Главное — это конструктив, подводная часть, балки, пролетные конструкции, — рассказывал в августе 2016 года Михаил Лысенко.

Про опоры чиновники говорили настолько часто, что смогли сформировать у горожан понимание, что если срочно не начать ремонтные работы, мост рухнет.

— Не хочу никого пугать, но у меня есть фотография, на которой водолаз стоит под «подушкой» опоры, которая должна быть на песке, с поднятой вверх рукой! И в таком состоянии мост 10 лет стоит! — рассказывает Лысенко.

В ноябре 2016 года департамент благоустройства и инфраструктуры по результатам проведенного тендера на выполнение капитального ремонта моста заключил договор с компанией «Завод Мастар-Профи» общей стоимостью 177 790 737 гривен.

Всего на торги подавали заявки шесть предприятий, четыре из которых департамент к конкурсу не допустил по формальныму признаку — отсутствию некоторых справок. За бортом остались предприятия, чьи предложения были наиболее выгодными.

«Завод Мастер Профи» — компания из орбиты интересов семьи политического партнера и союзника Бориса Филатова Вячеслава Мишалова, который с марта 2016 года по октябрь 2017 года являлся секретарем городского совета.

Мишалов отвечал за бесперебойную работу промэрского большинства, задача которого состоит в принятии нужных Филатову и его окружению решений. Свою задачу секретарь выполнял хорошо, за что компании, входящие в круг его интересов, получили от города многомиллионные подряды.

Страшилка для горожан

Несмотря на то, что чиновники длительное время рассказывали жителям Днепра, что мост чуть ли не рушится, к работам «Завод Мастер Профи» преступать не спешил. При том, что на выполнение капитального ремонта главного моста Днепра компании дали всего год.

Вместо декабря 2016 года ремонтировать мост начали только в марте 2017 года. Борис Филатов сообщил, что в рамках капитального ремонта будут отремонтированы 73 балки и деформационные швы. Три балки должны были полностью заменить, а еще установить разделительный брус между встречными полосами движения и новые опоры освещения, расширить тротуарные части по обеим сторонам моста, заменить старое бетонное ограждение на новое металлическое. Также Филатов пообещал, что большое внимание подрядчик уделит подводной части сооружения. В частности, укрепит подмытые опоры.

Заместитель Филатова Лысенко уточнил, что укреплены будут все опоры. О состоянии этих опор вице-мэр рассказывал настолько много и так убедительно, что создавалось впечатление, будто он лично нырял и внимательно исследовал состояние каждой из них.

— Основанная часть работ — водолазная. Мы будем укреплять все опоры моста, — рассказывалЛысенко. — Водолазы говорят, что им лучше работать в холодной воде, так как нет цветения и видимость лучше. В зимнее время им работать проще.

К работам водолазы так и не приступили, поскольку оказалось, что опоры, из-за которых был затеян ремонт, не в таком уж и плохом состоянии! В мае 2017 года вместе с сотрудниками ГСЧС Борис Филатов и его заместитель Лысенко отправились поверять состояние конструкций моста. Тех самых опор, которые ранее называли аварийными. И тут случилось непонятное…

— Сегодня мы проводили внешний осмотр балок, которые не видят горожане, а также с помощью специалистов ГСЧС осмотрели подводную часть моста. Проектировщики и подрядчики заявляли, что с ней все хорошо. Тем не менее я хотел убедиться в этом лично, — рассказывал Филатов, который еще четыре месяца назад говорил о необходимости укрепления подмытых опор.

Но ведь, по словам зама Филатова, эти же водолазы обследовали опоры год назад и дали заключение, что с ними далеко не все в порядке.

— Мы осмотрели подводные опоры. Нас интересовали места подмыва и разбивания. Подмывов мы не нашли. Есть торчащая арматура. Опора спокойно стоит на грунте. «Подушка» целая — без подмывов и трещин, — рассказал старший водолаз одной из аварийно-спасательных частей Олег Польша.

А как же фото, о котором рассказывал Лысенко? Том самом снимке, на котором водолаз стоит под опорой с вытянутой вверх рукой. А как же результаты обследования опор, которые выполнялись до того, как было принято решение проводить ремонт моста? Выходит, эту работу вообще не проводили, а страшилку об ужасном состоянии опор выдумали, чтобы ни у кого не вызывала сомнений высокая стоимость ремонта? Или же «изъяны», обнаруженные на опорах, о которых рассказывали чиновники, все-таки были, но затянулись сами по себе?

Проблемный подрядчик

К состоянию опор вернемся немного позже, а пока остановимся на ремонте видимой части моста.

Компания «Завод Мастер-Профи» выполнять огромный объем работы откровенно не спешила. Горожане неоднократно возмущались тем, что часто в рабочее время на мосту не было ни единого сотрудника, и опасались, что к концу 2017 года, как было анонсировано чиновниками, ремонтные работы завершить не успеют.

Несмотря на то, что ремонт моста проходил в вялотекущем режиме и в какой-то момент практически застрял на одном месте, компания «Завод Мастер-Профи» потребовала выделить на завершение работ еще 67 миллионов гривен.

Об этом в июне 2017 года сообщил мэр Филатов. При этом, фактически в это же время, его заместитель Лысенко утверждал, что дополнительного финансирования для завершения работ не нужно, а ремонт идет согласно графику. Учитывая, что Филатов и Лысенко представляют одну команду, такие противоречия в оценке одной и той же ситуации кажутся более чем странными.

— Сообщаю, что стоимость ремонта моста сейчас не изменилась, — рассказывал следом за Филатовым Лысенко и утверждал, что работы идут в соответствии с графиком.

В июле, когда всему городу стало понятно, что ремонт «Завод Мастер-Профи» закончить до конца 2017 года не успеет ни с дополнительным финансированием, ни без него, постоянная депутатская комиссия городского совета по вопросам жилищного и дорожного хозяйства решила провести выездное совещание. Тут-то и стало известно, что в график выполнения работ подрядчик катастрофически не вкладывается.

— Комиссия выявила отставание от графиков, необходимость дополнительного финансирования, о которой ранее речь не шла. «Дефектовка полностью не проведена». А это значит, что конечный объем работ, через полгода после их начала, неизвестен! В рабочее время на объекте мало рабочих — 15 — 17 человек. Опор контактной сети, которые в конце мая уже должны были полностью установить, еще нет! Конец июня сейчас! — рассказывал депутат городского совета, член депутатской комиссии по вопросам жилищного и дорожного хозяйства Александр Турчин.

Дополнительные деньги из городского бюджета компания из сферы интересов Вячеслава Мишалова в конечном итоге получила. В августе 2017 года Михаил Лысенко подписал договор с «Завод Мастер-Профи» на завершение ремонтных работ на мосту общей стоимостью 71,6 миллиона гривен. Повлияло ли дополнительное вливание средств на скорость выполнения ремонта? Нет.

Осенью 2017 года в днепровском горсовете вынуждены были признать, что ремонт подрядчик закончить не успеет. Чиновники даже устроили нечто вроде показательной порки руководству «Завод Мастер-Профи» — пригрозили отстранить компанию от дальнейшего выполнения работ, а также наказать штрафом.

Грубейшее нарушение сроков сдачи моста руководитель компании «Завод Мастер-Профи» Михаил Свитлинец объяснил огромным количеством дополнительных работ на объекте, которые невозможно было предусмотреть. К примеру, он сообщил, что вместо 70 запланированных к ремонту балок отремонтировали более 200.

В декабре 2017 года недоремонтированный мост открыли и пообещали, что приведут его в порядок до октября 2018 года. Про опоры в этой суматохе все благополучно забыли.

Уголовные дела

Многочисленные противоречия в словах мэра и его заместителя на протяжении всей истории, связанной с ремонтом моста, вызвали закономерные подозрения в манипуляции информацией и лжи. А учитывая, что на мост планировали потратить почти 200 миллионов гривен, в СМИ стали регулярно появляться публикации относительно сговора чиновников с подрядчиками, а также масштабной коррупции.

В конце октября 2017 года Вячеслав Мишалов, с чьим отцом Дмитрием Мишаловым связывают проблемного подрядчика «Завод Мастер-Профи», заявил о добровольном сложении полномочий. Мэр Филатов, который до последнего не обращал внимания на коррупционный скандал вокруг ремонта моста и настойчиво называл его политической борьбой, вдруг оказался совсем не против отставки секретаря.

В феврале 2018 года стало известно, что прокуратура расследует дело о хищении бюджетных средств во время проведения ремонта моста. Чиновники, которые до этого всячески «отмазывали» подрядчика, вдруг резко начали сотрудничать с прокуратурой, способствуя проведению расследования.

В апреле 2018 года прокуратура завершила расследование. Генеральный прокурор Украины Юрий Луценко сообщил, что владельцы фирмы, которая ремонтировала мост в Днепре, «отмыли» 10,5 миллиона гривен, закупая барьеры и арматуру дешевле, чем указывали в проекте.

Горсовет расторг договор с «Завод Мастер-Профи» и решил найти для завершения ремонта моста нового подрядчика. А заодно и увеличить стоимость работ.

Так, в июне департамент благоустройства и инфраструктуры провел тендер на выполнение ремонта моста. Победителем стала компания из Мариуполя «Маст-Буд», которая запросила за свои услуги 311 966 324 гривны.

Любопытно, но еще до проведения тендера на выполнение ремонта на мосту появилась техникас логотипом компании «Маст-Буд» и сотрудники в жилетах с эмблемой этой же компании, что дало все основания предполагать: в мэрии результаты торгов знали заранее.

Фактически сразу по окончании тендера правоохранители возбудили уголовное производствопо факту присвоения должностными лицами мэрии бюджетных средств, выделенных на ремонт моста в Днепре.

Изучив и проанализировав стоимость и количество строительных материалов, объем выполненных работ, которые заложены в технической документации, правоохранители установили, что они завышены. По их мнению, в общую стоимость был заложен «откат» должностным лицам департамента благоустройства и инфраструктуры.

Снова срыв графика

Закончить ремонт моста в мэрии, после того как работы начала выполнять компания «Маст-буд», пообещали до 25 декабря 2018 года.

— На сегодняшний день никаких предпосылок к затягиванию сроков ремонта нет. Темпами работ я как заказчик доволен, — рассказывал Лысенко в сентябре 2018 года.

Уже традиционно обещание, данное горожанам, чиновники не сдержали. Открытие отремонтированного моста решили отложить, так как ближе к холодам неожиданно выяснилось, что слой гидроизоляции лучше укладывать, когда на улице тепло.

Недавно работы на Новом мосту были возобновлены. Заместитель Филатова рассказал, что в общей сложности на ремонт моста за три года потратили почти 400 миллионов гривен.

— С проектами, экспертизами и с работой на сегодняшний день потрачено 399 миллионов гривен, — говорит Лысенко.

А что там с подводной частью опор, из-за которой, собственно, Днепр вляпался в коррупционный скандал? Их не ремонтировали, и делать этого не планируют. Опоры, как утверждает Лысенко, находятся в нормальном рабочем состоянии.

— Я со своей точки зрения и наша организация, которая эксплуатирует мост, подумали, что опоры подмыло… Но нам дали заключение, что это естественная подвижка песка. Когда в Запорожье происходит сброс воды, случается донное движение песка. На сегодняшний день мы ничего с опорами делать не планируем. Они в рабочем и абсолютно нормальном состоянии, — сказал Михаил Лысенко.

Закончить ремонт моста планируют до 15 августа текущего года. Справятся ли подрядчики, или уже по традиции нарушат график, непонятно. Также как и непонятно, станет ли после многолетнего ремонта главный мост Днепра лучше и безопаснее. К качеству работ у жителей Днепра претензий уже полно. Многие из них вполне обоснованны. К примеру, в конце октября прошлого года на полностью отремонтированной части моста накренился фонарный столб, немного позднее на той же части на новеньком асфальте появилась яма. Ну а про капитально отремонтированные деформационные швы, из-за которых автомобиль скорее не едет по мосту, а прыгает, не говорил только ленивый.

К слову, Михаил Лысенко пообещал, что подрядчик решит проблему с деформационными швами и сделает их более удобными для автомобилистов. Надеемся, чиновник не забудет об этом.

по материалам:  https://fraza.ua

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *