Тендеры ГП «НАЭК «Энергоатом» внушают подозрение

Украина стоит на пороге неотвратимых перемен. Речь, в первую очередь, идет об энергонезависимости нашего государства.В августе 2017 года Кабинет министров Украины принял «Энергетическую стратегию Украины на период до 2035 года «Безопасность, энергоэффективность, конкурентноспособность». Краеугольным камнем этой стратегии является развитие атомной и ядерной энергетики в Украине.

Президент Украины Петр Порошенко с многочисленных трибун настаивает на том, что Украина в обозримом будущем должна стать энергонезависимым и энергоэффективным государством. Один из ключей к энергонезависимости в виде законопроекта сегодня находится на рассмотрении в комитетах ВР Украины. Призвание законопроекта – открыть широко двери навстречу развитию украинской атомной энергетики, но главная загвоздка состоит в том, хватит ли у коалиции решительности, смелости и патриотизма, чтобы в преддверии выборов найти 226 голосов и принять столь необходимый для нашей страны закон.

АТОМНАЯ ЭНЕРГЕТИКА – ОСНОВА ЭНЕРГОНЕЗАВИСИМОСТИ УКРАИНЫ

Энергетической стратегией Украины предусмотрено, что доля атомной генерации в общем объеме производства электроэнергии будет только расти. К слову, на сегодня атомная энергетика является ключевой отраслью украинской экономики, которая обеспечивает генерацию более половины всей электрической энергии Украины.

На практике это означает, что за период действия стратегии необходимо будет осуществить строительство и ввести в эксплуатацию более 10 блоков АЭС. Эта работа уже частично началась, но на пути к воплощению в реальность всего задуманного может оказаться множество препятствий, которые (помимо принятия необходимых законов) касаются качества проделываемых работ, компетентности специалистов и необходимости быстро проводить государственные закупки (тендеры) требующихся элементов для модернизации и должного функционирования энергетической системы Украины. В этом вопросе подробно разбирались наши журналисты.

ПУБЛИЧНЫЕ ЗАКУПКИ ТРЕБУЮТ ЗАКОНАДАТЕЛЬНОГО УРЕГУЛИРОВАНИЯ

В контексте реализации Энергетической стратегии, Украина рассматривает атомную энергетику как один из наиболее эффективных низкоуглеродистых источников энергии. Цикл сооружения новых ядерных мощностей от начала исполнения предпроектных работ до введения объекта в эксплуатацию длится около пятнадцати лет. Таким образом, реализация Энергетической стратегии-2035 должна осуществляться в сжатые сроки, а закупка необходимых товаров, работ и услуг в строгом соответствии с действующим ядерным законодательством, ориентированным на безусловный приоритет обеспечения ядерной и радиационной безопасности. Этот подход требует незыблемых компетентности и профессионализма от контрагентов-исполнителей и поставщиков товаров и услуг.

Определение поставщика товаров, услуг в сфере ядерной энергетики имеет свои особенности. Выбор перспективных ядерных технологий для строительства новых энергоблоков АЭС в Украине (включая разработку критериев выбора новых типов ядерной технологии для замещения действующих энергоблоков АЭС с обеспечением стойкости атомной энергосистемы, разработки перечня возможных для Украины новых типов реакторных технологий) будет осуществляться путем проведения международных конкурсов, обещают в правительстве.

Проект АЭС состоит из тысяч единиц оборудования, производитель которого преимущественно определяется на стадии ТЭО и проектирования, согласуется с выбранным поставщиком ядерных технологий с учетом возможной кооперации производства оборудования и изготовления отечественными производителями, проходит согласования с Госатомрегулирования при согласовании спецификаций на поставку. Внесение изменений в принятые проектные решения на стадии разработки проекта и рабочей документации по результатам проведения открытых торгов растянет процесс проектирования (постоянные изменения в проектных решениях и их согласования), закупок (существенные сроки изготовления основного оборудования) и соответственно строительства энергоблоков АЭС на неопределенный срок, что будет приводить к дополнительным расходам средств.

Известно, что в ближайшее время планируется провести ремонты нескольких блоков украинских АЭС. По сообщениям ГП «НАЭК «Энергоатом», в текущем году состоятся общественные слушания по строительству блоков №3-4 Хмельницкой АЭС, а само начало строительства должно начаться в 2021 году. 

Но, чтобы все эти грандиозные планы и стратегии не стали утопией, необходимо внедрить ряд законодательных изменений, призванных ускорить развитие атомной энергетики в Украине. В частности, сейчас ведется серьезная работа по внесению изменений в ЗУ «О публичных закупках». Инициаторами изменений, по нашей информации, выступает ГП «НАЭК «Энергоатом» и ряд депутатов из парламентского Комитета по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности.

Законопроект направлен на повышение эффективности осуществления процесса публичных закупок и ставит своей целью упростить действия эксплуатирующих ядерные установки организаций, предотвращать возникновение аварийных ситуаций. Ведь сегодня, как показывает практика, мы имеем очень много проблемных тендеров, о чем далее расскажем более подробно на примере ГП «НАЭК «Энергоатом».

В последнее время мы очень часто сталкиваемся с таким явлением, как некомпетентность участников тендеров, которые, видя заоблачные суммы тендерных предложений, особо не заморачиваются с соответствием их предложений техническим условиям и характеристикам, которые необходимы заказчикам. Фирмы, оформленные как ООО, в которых, к примеру, работает всего 3-4 человека, занимаются попросту ксерокопированием. То есть, вместо того, чтобы задействовать большой профессиональный штат научных сотрудников в несколько сот человек, отвечающих за соответствие товара техническим требованиям заказчика и прочие нюансы, связанные с атомной энергетикой, ребята покупают пачку бумаги и, без разбору, копируют тендерную документацию (то, что необходимо заказчику по условиям публичной закупки), спецификации и т.д., абсолютно не разбираясь в том, действительно ли их продукция подходит заказчику. Им лишь бы выиграть тендер, а далее, как говориться, трава не расти. Самое печальное в этой истории, что сегодня в Украине очень часто такие компании побеждают в публичных торгах. В дальнейшем такого рода ООО, не обладая достаточным уровнем компетенции, создают немалые проблемы заказчикам. Напомним, что атомная энергетика связана с большими опасностями и вопрос безопасности и технического соответствия  продукции играет решающую роль в таких закупках. В этой связи, в кулуарах парламента и властных кабинетов давно гуляет мысль о том, чтобы ограничить право различных ООО, не имеющих опыта и репутации на рынке, принимать участие в таких торгах. Идея состоит в том, чтобы дать это право лишь генпроэктировщикам и крупным консорциумам, включающих научно-исследовательские институты, специализирующиеся на атомной энергетике, которые хорошо зарекомендовали себя на рынке. Собственно, такие изменения давно назрели, таковы правила в Европе, куда мы так упорно стремимся. Но пока имеем то, что имеем.

«ЭНЕРГОАТОМ» И СОМНИТЕЛЬНЫЙ ТЕНДЕР С РОССИЙСКИМ ДУШКОМ 

Как стало известно нашим журналистам, ГП «НАЭК «Энергоатом» (заказчик закупки) разместило на сайте PROZORROобъявление о закупке товаров за номером UA-2018-10-10-001589-а, а именно: «Комплект сильфонных компенсаторов для ОП ХАЭС» — на общую сумму 119 793 513, 60 гривен с НДС. Указанные торги решено было провести по процедуре открытых торгов с открытой квалификацией.

Тендерные предложения подали следующие участники:

ООО «СТРОЙПРОЕКТСЕРВИС»

ООО «УКРАТОМ СЕРВИС»

SIA «Zodiak Plus»

ООО ДК “Интро»

ALTECO ACTION TRADE KFT

В соответствии с решением тендерного комитета Заказчика, которое опубликовано в системе электронных закупок 18.12.2018 (Протокол рассмотрения тендерных предложений участников на закупку ДК 021:2015 44160000-9 Магистрали, трубопроводы, трубы, обсадные трубы, тюбинги и сопутствующие изделия ( Комплект сильфонных компенсаторов для ОВ ХАЭС) № 5970 от 18.12.2018) к аукциону по данным торгам было допущено всего четырех вышеперечисленных участника за исключением – ООО «УКРАТОМ СЕРВИС», тендерное предложение которого было отклонено по надуманным формальным причинам, как то несущественные описки в тендерной документации и якобы несоответствие техническим требованиям и условиям Тендерной документации, что, как выяснилось впоследствии, не соответствует действительности. Так, например, Тендерный комитет «Энергоатома» заявил, что предложенный ООО «УКРАТОМ СЕРВИС» компенсатор, является одноплоскостным (позволяет перемещение лишь в одной плоскости) и якобы не соответствует техническим требованиям и условиям заказчика. На деле же это вовсе не соответствует действительности, что позже было документально подтверждено Киевским научно-исследовательским и конструкторским институтом, специализирующимся на атомной энергетике. Что и говорить, выбранная экспертная организация является флагманом украинской атомной энергетики, уникальным в своей отрасли институтом, который является единственным в Украине, способным выполнять функции генерального проектировщика объектов атомной энергетики.   

Забегая наперед, оговоримся, что для представителей ГП «Энергоатом» и их тендерного комитета стало большим сюрпризом появление на тендере нежданного и квалифицированного участника ООО «УКРАТОМ СЕРВИС», который, в отличие от остальных участников, предложил сильфонные компенсаторы не российского, а европейского производства (предприятие из Хорвати Duro Dakovic Kompenzatori d.o.o., официальным представителем которого в Украине является ООО «УКРАТОМ СЕРВИС»). Мало того, что продукция европейского производителя является более качественной, так еще и стоимость ее ниже. Но покупать качественную продукцию европейского производства по более низкой цене явно не входило в планы заказчика закупки.

Как следствие отказа со стороны Тендерного комитета заказчика допустить к участию в торгах ООО «УКРАТОМ СЕРВИС», предприятие было вынуждено отстаивать свои позиции в Антимонопольном комитете Украины, который в эти дни рассматривает жалобу  ООО «УКРАТОМ СЕРВИС» и хорватского предприятия Duro Dakovic Kompenzatori d.o.o.(далее – DDK). Более того, специалисты ООО «УКРАТОМ СЕРВИС» обратились в Киевский научно-исследовательский и конструкторский институт «Энергопроект», который ранее исполнял обязанности генерального проектировщика Ровенской и Хмельницкой АЭС, чтобы получить квалифицированные выводы касательно определения соответствия предложений производителя Техническим требованиям и условиям на поставку предмета закупки, технической возможности производителя изготовить и поставить указанные сильфонные компенсаторы,  также осуществлять техническое сопровождение заявки  ООО «УКРАТОМ СЕРВИС» при дальнейшей процедуре торгов.

Выводы НИИ оказались не утешительными, как для заказчика закупки —  ГП «НАЭК «Энергоатом», так и для остальных участников тендера, которые почему–то были допущены к торгам, но об этом мы расскажем ниже.

Для того, чтоб убедиться в качестве продукции DDK, экспертная организация направила своего специалиста на производство в Хорватию. Этот визит показал, что хорватское предприятие DDK является таким, которое специализируется непосредственно на изготовлении сильфонных компенсаторов широкого диапазона типов и размеров, использующихся в разных отраслях промышленности, включая объекты атомной и тепловой энергетики. Продукция предприятия имеет большой круг потребителей как на предприятиях Западной Европы, так и Азии и СНГ.

Специалисты научно-исследовательского института, изучив все материалы и проведя необходимые экспертизы, пришли к совместному выводу, что предложение ООО «УКРАТОМ СЕРВИС» в части сильфонных компенсаторов полностью соответствует указанному объекту закупки и приведенным в «Технических требования и условиях поставки разгруженных сильфонных компенсаторов (Ду1600) и сдвижного компенсатора (Ду 800). Хмельницкая АЭС, Энергоблок №1).

Кроме того, специалисты проверили на соответствие Техническим требованиям и условиям предложения остальных участников. Как выяснилось, все они (даже те предприятия, у которых якобы европейская прописка) предлагают продукцию российского производства. Либо же указывают в качестве производителя такие предприятия, которые никогда не производили подобную продукцию.  В частности, говоря о российской продукции, участники тендера предлагают «Энергоатому» сильфонные компенсаторы производства НПФ «СилКО» и АО «НПП «Компенсатор» (Санкт-Петербург), разработанные еще в 2003 году НПФ «СилКО». Более подробно с выводами можно ознакомиться в письме, адресованному АМКУ, который, напомним, рассматривает жалобу на недопуск к торгам ООО «УКРАТОМ СЕРВИС». Выводы экспертной организации мы опубликуем в следующих публикациях.

Примечательно, что  на рассмотрения жалобы ООО «УКРАТОМ СЕРВИС» представители тендерного комитета по понятным причинам даже стесняются приходить,  а те, кто рассматривает дело, указывают, что вопрос технический и оставляют его без комментариев. Предлагаем вашему вниманию фрагмент видео с заседания АМКУ, полную версию которого мы также выложим в следующих частях нашего расследования.

В любом случае нам остается надеяться на победу здравого смысла и то, что в «Энергоатоме» все-таки пересмотрят свое решение. Также хотелось бы, чтоб парламентарии приняли все необходимые законы для развития атомной энергетики в Украине. Мы будем следить за развитием событий.

По материалам:   https://glavk.info

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *